Статья 8420

Название статьи

УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ВЫБРАННЫМ ПРОФИЛЕМ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ЭКОНОМИСТОВ
(РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ) 

Авторы

Кошевой Олег Сергеевич, доктор технических наук, профессор, кафедра экономики и финансов, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), E-mail: olaa1@yandex.ru
Лузгина Ольга Анатольевна, доктор экономических наук, профессор, кафедра экономики и финансов, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), E-mail: olga.luzgina.54@mail.ru
Некрылова Нина Валерьевна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики и финансов, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), E-mail: nina-nekrylova@yandex.ru
Супиков Вадим Николаевич, доктор социологических наук, профессор, кафедра государственного управления и социологии региона, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40), E-mail: gmu@pnzgu.ru 

Индекс УДК

316 

DOI

10.21685/2072-3016-2020-4-8 

Аннотация

Актуальность и цели. Региональный рынок образовательных услуг характеризуется жесткой конкурентной борьбой за потенциальных абитуриентов. Поддерживать высокие стандарты образовательного процесса в вузе можно, систематически анализируя внутреннюю и внешнюю среду вуза, выявляя и оперативно устраняя недостатки в его образовательной среде. Таким образом, актуальным является исследование удовлетворенности обучением студентов. Подобное исследование бакалавров экономического направления по профилям обучения в региональном вузе явилось целью настоящей работы.
Материалы и методы. В процессе исследования использовались анкетный опрос, функция желательности Е. С. Харрингтона, индекс структурных сдвигов В. М. Рябцева.
Результаты. Выявлены мнения студентов Пензенского государственного университета: о правильности выбора ими профессии и профиля обучения; о соответствии получаемой квалификации требованиям рынка; о заинтересованности бакалавров-экономистов учебой на профиле; о недостатках в построении учебного процесса в вузе. Оценена степень удовлетворенности студентов в этих вопросах и уровень различий их мнений в разрезе профилей обучения.
Выводы. Студенты-экономисты удовлетворены выбором профессии и набором компетенций по профилю обучения. Но бакалаврам не интересно учиться, что негативно отражается на качестве профессиональной подготовки и возможности дальнейшего трудоустройства. Причины такой ситуации кроются в недостатках организации учебного процесса в исследуемом вузе: сложный теоретический материал слабо связан с практическими аспектами профессиональной деятельности экономиста; много самостоятельной и мало контактной работы, что ограничивает возможность дискуссий с преподавателем по актуальным темам учебных дисциплин. Устранив данные обстоятельства, Пензенский государственный университет может повысить удовлетворенность бакалавров-экономистов учебой в вузе, а следовательно, и эффективность процесса обучения. 

Ключевые слова

студент-экономист, профиль обучения, удовлетворенность, структура 

 

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Ангеловский, А. А. Анализ понятия профессия, профессиональное сознание, профессиональная деятельность, профессионализм / А. А. Ангеловский // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. – 2010. – Т. 12, № 5-2. – С. 306–315.
2. Голенкова, З. Т. Влияние образования на повышение конкурентоспособности работников на рынке труда / З. Т. Голенкова, Г. Б. Кошарная, В. П. Кошарный // Интеграция образования. – 2018. – Т. 22, № 2 (91). – С. 262–273.
3. Выпускники вузов не работают по профилю // Мир новостей. – URL: https://mirnov. ru/obshchestvo/obrazovanie/vypuskniki-vuzov-ne-rabotayut-po-profilyu.html (дата обращения: 20.02.2019).
4. Мартышенко, Н. С. Исследование процессов, влияющих на удовлетворенность студентов выбором специальности / Н. С. Мартышенко // Современное образование. – 2017. – № 4. – С. 131–142. – DOI 10.25136/2409-8736-2017.4.
5. Кошевой, О. С. Мотивы выбора профиля обучения студентами-экономистами (региональный аспект) / О. С. Кошевой, В. П. Воробьев, Н. В. Некрылова, А. Н. Опекунов // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2019. – № 3 (51). – С. 151–160. – DOI 10.21685/2072-3016-2019-3-15.
6. Наследов, А. IBM SPSS Statistics 20 и AMOS: профильный статистический анализ данных / А. Наследов. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 416 с. 
7. Литвак, Б. Г. Разработка управленческого решения / Б. Г. Литвак. – Москва : Дело, 2006. – 440 с.
8. Сивелькин, В. А. Статистический анализ структуры социально-экономических процессов и явлений / В. А. Сивелькин, В. Е. Кузнецова. – Оренбург : Изд-во ОГУ, 2002. – 99 с.

 

Дата создания: 23.10.2020 08:24
Дата обновления: 18.03.2021 15:49